- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Миссия организации, требование к формулировке миссии. Управленческая ценность
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | K007366 |
Тема: | Миссия организации, требование к формулировке миссии. Управленческая ценность |
Содержание
СОДЕРЖАНИЕ Тема: Миссия организации, требование к формулировке миссии. Управленческая ценность. ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………………3 1 ОПРЕДЕЛЕНИЕ МИССИИ И ЦЕЛЕЙ СТРАТЕГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ 1.1 Понятие миссии………………………………………………………. 1.2 Факторы выработки миссии………………………………………. 1.3 Направления установления целей организации……………………… 2 МЕТОДИКА АНАЛИЗА МИССИИ ОРГАНИЗАЦИИ 2.1 Управленческая ценность миссии 2.2 Основные ошибки при формировании миссии 2.3 Примеры миссий крупных компаний 3 АНАЛИЗ МИССИИ ОРГАНИЗАЦИИ ОАО «Транснефть» 3.1 Экономико-организационная характеристика организации Открытое акционерное общество "Акционерная компания по транспорту нефти "Транснефть" 3.2 Миссия данной организации ОАО «Транснефть» и её анализ ЗАКЛЮЧЕНИЕ СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ВВЕДЕНИЕ Целевое начало в деятельности организации возникает отнюдь не только потому, что ей нужно иметь ориентиры, чтобы не погибнуть в изменяющемся окружении. В первую очередь целевое начало в деятельности организации возникает потому, что организация — это объединение людей, преследующих определенные цели. Актуальность настоящей работы обусловлена, с одной стороны, большим интересом к теме "Миссия и цели организации" в современной науке, с другой стороны ее недостаточной разработанностью. Рассмотрение вопросов, связанных с данной тематикой носит как теоретическую, так и практическую значимость. В России начали осознавать важность наличия миссии, поскольку наши компании стали активно сотрудничать с иностранными. Четкое понимание миссии имеет столь огромное значение, что влияет как на дальнейшее развитие организации, так и на само ее выживание. Достаточно привести хотя бы тот факт, что все зарубежные, а теперь и крупные российские спонсоры требуют в заявках на благотворительное финансирование указания миссии организации. Спонсоры должны знать, для чего создается организация и к чему она стремится. Люди создают организации для того, чтобы с их помощью решать свои проблемы. Это значит, что с самого начала организации имеют определенную целевую ориентацию. Люди входят в организации для того, чтобы за счет этого получать для себя определенный результат. И это также придает организации определенную целевую ориентацию. Наконец, люди из внешнего окружения (покупатели, общественность, деловые партнеры и т.п.) так же, как и те, кто являются хозяевами организации или работают в организации, преследуя свои собственные цели при взаимодействии с организацией, придают ее существованию определенную направленность и тем самым развивают целевое начало в деятельности организации. Когда идет речь о целевом начале в поведении организации и соответственно о целевом начале в управлении организацией, то обычно говорят о двух составляющих: миссии и целях. Установление того и другого, а также выработка стратегии поведения, обеспечивающей выполнение миссии и достижение организацией своих целей, является одной из основных задач высшего руководства и соответственно составляет очень важную часть стратегического управления. Цель данной курсовой работы: провести исследование миссии на примере ОАО «Транснефть». Объектом исследования является ОАО «Транснефть». Предметом исследования является рассмотрение отдельных вопросов, сформулированных в качестве задач данного исследования. Целью курсовой работы изучение темы «Миссия организации, требование к формулировке миссии. Управленческая ценность», а также провести исследование миссии на примере организации ОАО «Транснефть». В рамках достижения поставленной цели были поставлены и решения следующие задачи: Раскрыть понятие миссии; Изучить факторы выработки миссии; Выявить направления установления целей организации; Узнать управленческую ценность миссии; Выявить основные ошибки при формировании миссии; Привести примеры миссий крупных компаний; Провести анализ миссии организации ОАО «Транснефть». Понятие миссии Миссия организации есть представление о предназначении, смысле существования организации, ее роли в системе общественных отношений и общественной жизни общества в целом. Корректно сформулированная и описанная миссия организации является мощным инструментом бизнеса. Формулировка миссии должна отвечать ряду требований: 1 Простота; 2 Легкость передачи; 3 Опора на факты - а не на раздумья и мечты; 4 Ясно показывает, что делать, а чего не делать; 5 Динамичность; 6 Доступность на всех организационных уровнях; 7 Должна вызывать доверие; 8 Однозначность, недопустимость разночтений. Понятие миссия с точки зрения разных авторов: Миссия организации — это ее философия, долгосрочное стратегическое видение бизнеса, ключевые ценности и убеждения. Миссия основана на таких характеристиках компании, которые являются ее сильными сторонами и могут сделать ее успешной на рынке. [1] «Миссия — это основная общая цель организации — четко выраженная причина её существования. Цели вырабатываются для осуществления этой миссии» (Майкл Мескон, Майкл Альберт, Франклин Хедоури) [5] «Миссия — это философия и предназначение, смысл существования организации» (Виханский О. С.). [4] Миссия - это деловое понятие, отражающее предназначение бизнеса, его основную цель. В отличие от видения миссия характеризует только "настоящее" организации: вид, масштабы деятельности, отличия от конкурентов, оставляя без внимания перспективы развития бизнеса. Миссия детализирует статус предприятия и обеспечивает ориентиры для выработки целей и стратегий на различных организационных уровнях. [6] Миссия организации – выражение ее философии и смысла существования. Миссия обычно декларирует статус предприятия, принципы его работы, намерения руководства. [1] Можно выделить три основные функции миссии - она: 1 Дает общее представление о фирме (товары и услуги, клиенты и рынки, конкурентные преимущества и уникальность). Только по формулировке миссии покупатель или потребитель продукции фирмы может оценить приоритеты, которыми руководствуется данная фирма, а также оценить цели и направления ее деятельности. 2 Способствует единению внутри фирмы и созданию корпоративного духа (делает ясным предназначение фирмы, формирует деловой климат, устанавливает степень соответствия сотрудников требованиям фирмы). 3 Создает возможности эффективного управления организацией (база для разработки целей, стандарты для распределения ресурсов, конкретизация смысла и содержания деятельности каждого работника). [6] Наличие миссии позволяет руководству компании определить то место, которое должна занять фирма на рынке и сформулировать свою стратегию достижения этого места; сотрудникам фирмы - почувствовать себя участниками общего дела в освоении открывающихся возможностей, дает им цель, подчеркивает их значимость, нацеливает на достижение высоких результатов; наконец, потребителям продукции компании - со вниманием и заинтересованностью относиться к фирме, которая может удовлетворить их разнообразные нужды и потребности, следить за продукцией фирмы. Товары и технологии могут меняться, а нужды и запросы рынка могут оставаться неизменными. Целевое начало в деятельности организации возникает как отражение целей и интересов групп людей, так или иначе связанных с деятельностью организации и вовлеченных в процесс ее функционирования. Цель - это конечное состояние, желаемый результат, которого стремится добиться любая организация. Признак "общие" означает широкие по масштабу и времени цели, которые, как правило, не имеют четко выраженных количественных характеристик. [3] Долгосрочные цели определяют стратегическое намерение предприятия занять определенное место в бизнесе. Определение общих долгосрочных целей требуется для каждого ключевого результата, который менеджеры считают важным для достижения успеха и создания соответствующих конкурентных преимуществ организации. Выделяют семь ключевых пространств, в рамках которых предприятие определяет долгосрочные цели: Положение на рынке. Рыночными целями могут быть завоевания лидерства в определенном сегменте рынка, увеличение доли рынка предприятия до определенного размера. Инновации. Целевые установки в этой области связаны с определением новых способов ведения бизнеса: освоением новых рынков, применением новых технологий или способов организации производства. Маркетинг. Основными результатами деятельности в этой области могут быть выход на первое место по продаже определенного товара, создание определенного имиджа у товара, улучшение обслуживания клиентов. Производство. Приоритетными целями в этом случае являются достижение наивысшей производительности труда, повышение качества продукта, снижение издержек производства по сравнению с основными конкурентами. Финансы. Общая цель - сохранение и поддержание на необходимом уровне всех видов финансовых ресурсов, их рациональное использование. Управление персоналом. Цели в отношении персонала могут быть связаны с сохранением рабочих мест, обеспечением приемлемого уровня оплаты труда, улучшением условий и мотивации труда. Менеджмент. Ключевая цель в этой области - определение критических сфер управленческого воздействия. По мимо целей, так же выделяют факторы, в связи с которыми должна вырабатываться миссия организации: - истории фирмы, в процессе которой вырабатывалась философия фирмы, стиль деятельности и т.п; - существующий стиль поведения и способ действия собственников и управленческого персонала; - состояния среды обитания организации; - ресурсы, которые она может привести в действие для достижения своих целей; - отличительные особенности, которыми обладает организация. Основные компоненты миссии: Продукты или услуги, которые производит предприятие, т.е. круг удовлетворяемых потребностей. Категории целевых групп потребителей. Применяемые управленческие технологии и функции, т.е. способ удовлетворения нужд потребителей. Конкурентные преимущества. Философия бизнеса. Характеристика основных компонентов, определяющих содержание миссии организации, приведена в таблице 1. Таблица 1 - Характеристика основных компонентов, определяющих содержание миссии организации Компоненты Содержание Продукты или услуги Каковы продукты или услуги, производимые предприятием? Часто предприятия достигают рыночных преимуществ за счет интеграции получения преимуществ продукта с дополнительными возможностями конкурентоспособности, такими, как обладание большей долей рынка, развитой дистрибьюторской сетью или положительным имиджем Категории целевых потребителей Кто является целевыми потребителями предприятия? Деятельность предприятия может быть ориентирована на правительственные агентства, индустриальных потребителей, узкую прослойку населения с высокими доходами или население в целом Технология Ориентируется ли предприятие на использование новейших или традиционных технологий? Конкурентные преимущества В чем состоят отличительные особенности и стратегические преимущества предприятия по сравнению с конкурентами? Такие преимущества могут заключаться в уникальном продукте, технологии, репутации среди потребителей или территориальном расположении Философия Каковы важнейшие ценности, устремления и этические принципы предприятия? Философия предприятия может проявляться, например, в том, ставит ли она на первый план интересы своих служащих или клиентов, и др. Существует два подхода к пониманию миссии: широкий и узкий. В широком понимании миссия - это философия и предназначение организации. При таком подходе миссия определяется в общих терминах без жесткой привязки к номенклатуре производимой продукции, группе потребителей и т.п. Реализация миссии и целей организации описывается в плане деятельности компании. Планирование может проводиться на всех уровнях: от деятельности исполнителя, до генерального плана развития организации и бизнеса. 1.2 Факторы выработки миссии Формирование миссии включает в себя: выяснение какой предпринимательской деятельностью занимается фирма; определение рабочих принципов фирмы под давлением внешней среды; выявление культуры фирмы. В миссию фирмы также входит задача определения основных потребностей потребителей и их эффективного удовлетворения для создания клиентуры в поддержку фирмы в будущем. Основная общая цель предприятия - четко выраженная причина его существования - обозначается как его миссия. Цели вырабатываются для осуществления этой миссии [10]. Миссия детализирует статус предприятия и обеспечивает направление и ориентиры для определения целей и стратегий на различных организационных уровнях. Формулировка миссии предприятия должна содержать следующее: Задача предприятия с точки зрения его основных услуг или изделий, его основных рынков и основных технологий Внешняя среда по отношению к фирме, которая определяет рабочие принципы предприятия Культура организации. Какого типа рабочий климат существует внутри предприятия? Некоторые руководители никогда не заботятся о выборе и формулировании миссии своей организации. Часто эта миссия кажется для них очевидной. Если спросить типичного представителя мелкого предпринимательства, в чем его миссия, ответом, вероятно, будет: "Конечно, получать прибыль". Но если тщательно обдумать этот вопрос, то, несоответствие выбора прибыли в качестве общей миссии становится ясным, хотя, несомненно, она является существенной целью. Прибыль представляет собой полностью внутреннюю проблему предприятия. Поскольку организация является открытой системой, она может выжить в конечном счете только, если будет удовлетворять какую-то потребность, находящуюся вне ее самой. Чтобы заработать прибыль, необходимую ей для выживания, фирма должна следить за средой, в которой функционирует. Поэтому именно в окружающей среде руководство подыскивает общую цель организации. Необходимость выбора миссии была признана выдающимися руководителями задолго до разработки теории систем. Генри Форд, руководитель, хорошо понимающий значение прибыли, определил миссию "Форд" как предоставление людям дешевого транспорта [20]. Выбор такой узкой миссии организации, как прибыль, ограничивает возможность руководства изучать допустимые альтернативы при принятии решения. В результате ключевые факторы могут быть не рассмотрены и последующие решения могли привести к низкому уровню эффективности организации. [4] Существуют определенные требования к тому, что должна включать в себя миссия компании, это: целевые ориентиры организации; ее сфера деятельности; продукты; рынки; используемые ресурсы; возможности и способы обеспечения конкурентоспособности; система ценностей, определяющих традиции; интересы общества, потребителей, собственников и персонала. Кроме того, миссия должна быть разъяснена каждому сотруднику организации. При формулировании миссии, если это удобнее и понятнее, можно разработать несколько вариантов для потребителей, акционеров и сотрудников компании. Некоторые специалисты, однако, считают, что такое раздвоение (или даже разтроение) допускать нельзя: миссия в первую очередь должна быть обращена во внешнюю среду компании, а наличие нескольких вариантов говорит о формальном отношении. Тем не менее, главное, чтобы миссия выполняла свою функцию, а в каком виде она будет существовать — это уже вопрос второй. Помимо формулирования очень важным вопросом является внедрение миссии в компании. Нужно добиться того, чтобы миссия стала не просто лозунгом или обязательным атрибутом, а действительно играла основополагающую роль в стратегическом управлении компанией. Достичь этого на практике часто бывает сложно. Компании используют различные подходы, чтобы, так сказать, «вживить» миссию, иногда достаточно прямолинейные. В одной компании директор ввел процедуру регулярной аттестации своих сотрудников. При этом одним из экзаменационных вопросов было знание миссии. В компании был свой отдел транспорта (около 15 машин). Экзамены принимались даже у шоферов, которые были этим очень недовольны и говорили, что их заставляют заниматься ерундой и учить всякие непонятные лозунги. За незнание миссии сотрудников компании могли лишить премии. [2, c. 38] Таким образом, миссия компании, к формулированию которой предъявляются определенные требования, должна: быть понятной, недвусмысленной и непротиворечивой; вызывать доверие, разделяться и поддерживаться сотрудниками; не превышать три-четыре коротких и лаконичных предложения; быть созидательной и вдохновляющей. Направления установления целей организации Общефирменные цели формулируются и устанавливаются на основе общей миссии организации и определенных ценностей и целей, на которые ориентируется высшее руководство. Общепроизводственные цели формулируются и устанавливаются на основе общей миссии предприятия и определенных ценностей и целей, на которые ориентируется высшее руководство. Чтобы внести истинный вклад в успех предприятия, цели должны обладать рядом характеристик: конкретные и измеримые цели ориентация целей во времени достижимые цели 1) Общие (глобальные), разработанные для фирмы в целом: а) отражают концепцию фирмы; б) разработаны на длительную перспективу; в) определяют основные направления программ развития фирмы; г) должны быть четко сформулированы и увязаны с ресурсами; д) ранжирование целей по принципу приоритетности. 2) Специфические цели разрабатываются в рамках общих целей по основным видам деятельности в каждом производственном подразделении фирмы и выражаются в количественных и качественных показателях (рентабельность, норма прибыли). Другие специфические цели (подцели): - по маркетингу (уровень продаж, система распределения, объем сбыта); - научные исследования и разработки (новые товары, качество продукции, технологический уровень); - производство (издержки, качество, экономия материальных ресурсов); - финансы (структура и источники финансирования, методы распределения прибыли, минимизация налогообложения). [15]. Если в компании не будут определены цели, то, конечно же, в полную силу система стратегического менеджмента работать не сможет. Цели — это конкретные показатели с четкими значениями, которые компания должна достигнуть за плановый период. К сожалению, не все организации, занимающиеся внедрением стратегического управления, ставят перед собой ясные цели. Преимущества формализованного установления целей: 1) Если цели не сформулированы, имеется опасность совершения действий, не соответствующих целям. 2) Если цели четко определены, возможные конфликты между ними могут быть обнаружены и устранены в процессе согласования. 3) Точное определение критериев оценки деятельности компании в целом необходимо во всех случаях, за исключением ситуаций, когда формализованное их объявление делается для «пропаганды», скрывающей истинные цели. Трудности в процессе выбора и формулирования целей обусловлены следующими причинами: Отождествление миссии организации с ее главной внутренней целью. Вообще, миссии всех организаций идентичны и сводятся к качественному удовлетворению тех или иных общественных потребностей. Внутренние цели организаций, в общем-то, тоже идентичны и сводятся к обеспечению своего выживания и/или достижению и удержанию определенного уровня прибыльности или доходности. 2) Сведение главной внутренней цели организации к цели одной из заинтересованных групп — участников бизнеса. 3) Отказ от выделения главной внутренней цели и простое перечисление множества равнозначных целей, среди которых чаще всего называются следующие: прирост капитала акционеров, увеличение доли рынка, прибыльность, рентабельность, рост и расширение фирмы и т.д. [1, с. 46] Попытка одновременно придерживаться многих противоречащих друг другу целей равносильна полной дезориентации. Поэтому выделение главной цели — абсолютная необходимость. Противоречивость множества параллельных целей не страшна, если каждая из них в отдельности не противоречит главной. Множество целей должно быть субординировано по отношению к главной в схеме «дерева» целей. Если главная внутренняя цель определяется просто как «получение прибыли», то это неверная, слишком абстрактная формулировка. Ведь в таком случае получение одного рубля прибыли тоже должно считаться достижением цели, что вряд ли кого-нибудь устроит. Представляется, что оптимальная конкретизированная формулировка главной внутренней цели может звучать так: обеспечение устойчивой прибыльности во столько-то процентов годовых. Но не следует думать, что именно такая главная цель стоит перед организацией во всех случаях и на всех этапах ее развития. В кризисных ситуациях, например, главной целью станет выживание, а не получение прибыли. На первоначальной стадии развития организации главная цель может звучать так: создание самоокупаемого бизнеса. Если делу сопутствует успех, то у фирмы появляются финансовые возможности для роста и расширения. На данном этапе развития внутренняя цель фирмы может быть сформулирована так: повышение прибыльности. Однако далеко не все успешные организации могут расти и укрупняться. Поэтому многие владельцы малых предприятий предпочитают довольствоваться достигнутым уровнем. В данном случае внутренней целью организации становится сохранение достигнутого уровня прибыльности. Даже большие организации далеко не всегда способны к дальнейшему росту. Статистика показывает, что приблизительно треть крупных фирм после достижения определенного размера практически прекращают свой рост. Итак, мы рассмотрели, основные направления установления целей, а также как можно определить главную внутреннюю цель организации. 2 МЕТОДИКА АНАЛИЗА МИССИИ ОРГАНИЗАЦИИ 2.1 Управленческая ценность миссии Управленческая ценность миссии – выявление долгосрочного ориентира деятельности предприятия. Выбор миссии осуществляет руководство предприятия. Она может отражаться в Уставе предприятия, бизнес-плане. Управленческой практикой выработаны три группы правил для формирования миссии: Требования к содержанию миссии: миссия должна провозглашать ценности и убеждения предприятия; в миссии должна отражаться сфера деятельности предприятия, рынок, на который фирма позиционируется; в основе миссии должны лежать задачи удовлетворения интересов и запросов потребителей (продукты, которые организация будет производить, или потребности, которые она собирается удовлетворить). Требования к формулировке миссии: миссия должна быть выражена в сравнительно простых определениях и в удобной для восприятия форме; формулировка миссии должна исключать возможность ее разного толкования. Какой не должна быть миссия: миссия не должна зависеть от текущего состояния предприятия, от форм и методов его работы; миссия не должна быть догмой для предприятия; миссия не должна иметь конкретных указаний по срокам деятельности предприятия и различных процессов деятельности; не должно быть слишком узкого и слишком широкого понимания миссии; в формулировке миссии не принято указывать в качестве главной цели получение прибыли предприятия. Прибыль – это внутренняя проблема предприятия, и прибыль в качестве миссии существенно ограничивает набор альтернативных целей и направлений развития. Задача менеджера при формировании миссии: своевременно выявлять момент пересмотра долгосрочного направления развития фирмы в результате появившихся возможностей или угроз в окружающей среде. Значение миссии проявляется в следующем: определяет причину и сферу существования; объединяет усилия работников; способствует пониманию и поддержке деятельности предприятия со стороны общественности. После формировки миссии разрабатывается система целей предприятия. При этом используется многоцелевой подход, цели строятся по иерархическому принципу (дерево целей): стратегические цели конкретизируются тактическими и оперативными. На выбор стратегических целей оказывают влияние следующие факторы: философия руководства; ресурсы предприятия (их объем и характеристика); цели предприятия; факторы внешней среды. 2 2.2 Основные ошибки при формировании миссии Миссия – это основная общая цель организации- четко выраженная причина ее существования, без определения миссии все решения в организации принимались бы только на основе индивидуальных ценностей руководителей. Миссия определяет статус фирмы и обеспечивает направления и ориентиры для определения целей и стратегий на различных организационных уровнях. Миссия организации- цель, ради которой, или причина, по которой существует организация. Миссия организации должна содержать информацию о продукте или услуге фирмы, о клиентах организации, об основных ценностях организации. Организационная миссия-очень широкое заявление руководства организации и для выбора миссии необходим тщательный анализ организационного окружения. Миссия-первый шаг в снижении неопределенности представлений о фирме прежде всего у собственников, руководства и персонала, а затем у всех тех, кто хотел бы иметь с ней дело. Это инструмент стратегического управления, способ выделения данной фирмы среди конкурентов, способ распознавания потребителями ее продукции [2, c.105]. Существуют 3 вида миссии: Миссия – предназначение - узкое, но конкретное понимание и обозначение вида деятельности, характера продукции и услуг и круга их потребителей; Миссия – ориентация - широкое, развернутое представление о системе ценностей, которых придерживается руководство и персонал фирмы, хотя бы в общих чертах позволяет судить о поведении фирмы об ее отношениях к потребителям и партнерам. Миссия - политика – концентрация главных целей и более четкое представление о поведении фирмы на ближайший период и на перспективу [16]. Анализируя различные трактовки миссии, можно заметить, что смысл всех их схож. На основе данных определений можно сделать следующее обобщение: миссия-это короткий абзац, обычно в одном предложении, в котором содержится смысл существования и главная долгосрочная цель организации. Срок выполнения миссии должен быть обозрим и достаточно велик для того чтобы нынешнее поколение сотрудников могло увидеть результаты своего труда. Формулировка миссии организации должна подразумевать постоянное развитие в краткосрочной и в долгосрочной перспективе. Миссия – это необходимый элемент общей системы усилий руководителя организации, предпринимаемых им для достижения успеха. Без этого шага рассчитывать на успех в сегодняшнем бизнесе просто не приходится. Очевидно так же что на пути к успеху это один из первых шагов, только начало длительной работы по преобразованию деятельности предприятия, по превращению фирмы в эффективную непрерывно растущую и самообучающуюся структуру Миссия является стратегическим инструментом, идентифицирующим целевой рынок и бизнес предприятия. Данный инструмент должен помогать сотрудникам предприятия воспринимать и интерпретировать события единым образом. Тем самым создаются предпосылки для совместного осознания ценностей [5, с. 60]. Если есть четко сформулированная и разделяемая всеми сотрудниками миссия фирмы значит выполняются главные функции предназначения миссии так как на основании ее определяются цели предприятия. Сотрудники побуждаются к совместной работе; происходит планирование; привлекаются инвестиции; фирма может выгодно отличаться от конкурентов. Миссия в данном случае становится определяющим фактором конкурентоспособности компании, что позволяет ей смело идти к намеченным целям. Если миссия, осмысленная персоналом и поддержанная им на предприятии отсутствует, значит, у компании нет основной деловой концепции, нет четко определенной цели, то такая компания не может рассчитывать на успех в своем бизнесе. Такое осознание происходит на основе стандартизованных правил поведения определяемых суммой навыков, составом персонала и стилем управления. Прежде всего, намечаются наиболее общие ориентиры в плановом периоде, достижение которых предполагается в полном объеме или в своей общей части. Таким образом, по заданным ориентирам, полученным на основании разработанной системы нормативов, осуществляется контроль желаемых конечных результатов на предмет выполнения целей предприятия. Рассмотренный порядок целеполагания ориентирован на формирование иерархической структуры индикаторов, которая должна количественно отображать каждый уровень в общей системе целей [3, c.100]. Миссия как глобальная цель компании превращает ее в открытую социальную экономическую систему-основу рыночных отношений и является фактором конкурентоспособности компании, способности лучше других находить компромисс собственных интересов с интересами всех участников внешнего окружения. Для того чтобы миссия стала одной из ведущих моральных мотиваций, она должна быть «выгодно продана» сотрудниками компании руководством. Иными словами, сотрудники компании должны «захотеть купить» классную миссию своей фирмы, поверить в нее, принять все нововведения, связанные с ней и объединиться в группу единомышленников для успешного осуществления задач, вытекающих из миссии. И тогда миссия становится одной из ведущих моральных мотиваций на фирме, объединяющей персонал разных уровней в единую команду, формирующей и усиливающей корпоративный дух. Формулирование миссии способствует решению следующих проблем управления: - во-первых, миссия заставляет менеджеров систематически заниматься всесторонним анализом сильных и слабых сторон организации и ее конкурентов, возможностей и угроз, что повышает обоснованность принимаемых стратегических решений. - во-вторых, в случае больших по размеру или географически разбросанных компаний миссия способствует интеграции обособленных организационных единиц в одно целое, мотивации персонала и более эффективному взаимодействию руководителей и подчиненных на различных уровнях [8, c 68]. - в-третьих, хорошая миссия способствует проецированию рационального и позитивного имиджа компании на деловых партнеров, акционеров, инвесторов, от которых в различных формах и степени зависит судьба предприятия. Возросший интерес к Миссии у белорусских компаний связан не только с модой на внешние атрибуты продвинутого бизнеса и появлением образованных менеджеров. Миссия как глобальная цель компании, превращает ее в систему более того в открытую социально-экономическую систему-основу рыночных отношений. Компании не могут эффективно развиваться, используя исключительно «героический менеджмент здравого смысла» Переход к профессиональному менеджменту, основанному на процедурах принципиально невозможен без разработки миссии-базы для последовательного формирования целей, стратегий, функций, процессов, должностных инструкций [11.c 105]. Миссия как наиболее долгосрочная цель компании позволяет разумно распределить усилия и ресурсы для обеспечения долговременной результативности бизнеса. Это необходимое условие для перехода от кризисного стиля управления к подлинно интеллектуальному управлению. Миссия – это наследуемая цель, которая обеспечивает разумное наследование капитала под разделяемую фамильную систему ценностей и устремлений. Это реальный механизм обеспечения преемственности бизнеса, способного пережить его основателя. Развитие русского рынка и его интеграция в мировую экономику, обострив конкурентную борьбу, привели к пониманию ресурсообразующей роли миссии. Себестоимость продукции определяется не только экономией ресурсов. Миссия также может значительно снизить себестоимость продукции за счет уменьшения транзакционных издержек путем повышения качества взаимодействия подразделений компании между собой и с внешней средой. Развитые компании убедились в невозможности добиться высоких показателей только за счет ценовой конкуренции и все чаще выбирают стратегию дифференциации. Это приводит к смещению акцентов управления от менеджмента ресурсов в сторону менеджмента организации. Необходимость в частых и значительных структурных изменениях обостряет при этом потребность в миссии, как носителе идеологических ценностей, которые сохраняют цельность организации. Наиболее продвинутые компании исчерпав традиционные методы повышения конкурентноспособн6ости, стремятся внедрить технологии управления организационным развитием, основанные на упреждающих изменениях. Именно миссия дает необходимое для этого стратегическое виденье перспектив. Миссия позволяет преодолевать кризис апатии состоявшихся успешных компаний, накопивших первичных капитал и удовлетворивших гигиенические потребности. Она вносит стратегический смысл в деятельность таких компаний, порождает амбициозные стремления к совершенству и становится, таким образом, платформой мотивации дальнейшего развития. В третьих переход к насыщенному рынку, продлив новые обстоятельства сбыта на рынке Покупателя, придал миссии дополнительные грани [5,c.104]. В настоящее время руководители предприятий все больше задумываются о формулировании миссии. В наиболее общих терминах стратегический менеджмент — средство обеспечения выполнения фирмой своей миссии. Целеполагание — самый трудный и ответственный этап планирования. Сформулировать миссию фирмы — наиболее важное решение для ее основателей и высших менеджеров. Изменение миссии фактически означает закрытие прежней фирмы и открытие на ее месте новой, пусть даже под тем же названием. Миссия — стержень фирмы, наиболее устойчивая часть ее организма. В случае широкого понимания миссия рассматривается как констатация философии и смысла существования организации. Философия организации определяет ценности, верования и принципы, в соответствии с которыми организация намеревается осуществлять свою деятельность. В том случае, если имеется узкое понимание миссии, она рассматривается как сформулированное утверждение относительно того, для чего или по какой причине существует организация, то есть миссия понимается как утверждение раскрывающее смысл существования организации, в котором проявляется отличие данной организации от ей подобной. Миссия является более конкретным ориентиром, чем видение. В отличие от видения у миссии есть своя финишная черта — период времени, по истечение которого она должна быть выполнена. Миссия должна быть сформулирована так, чтобы ее выполнение сочеталось с напряжением сил в организации с определенным риском деятельности. Срок выполнения миссии должен быть обозрим и достаточно невелик (чаще всего до пяти лет) для того, чтобы нынешнее поколение работников могло увидеть результаты своего труда. Содержание миссии может включать в себя следующие основные пункты: -описание продуктов или услуг предлагаемых организацией - характеристики рынка — организация определяет своих основных потребителей, кл....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы: